РАЗДЕЛЫ
главная страница

новости
лодки и катера
лодочные моторы
навигаторы GPS
эхолоты
рыболовные снасти
на горьком опыте...
снегоходы
рыбалка
дайвинг
снаряжение
выставки
форум

каталог ссылок



 ПОИСК

 РЕКЛАМА


 

 дайвинг

К тайнам морских катастроф.

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что одной из наиболее интересных тем для любителей дайвинга являются так называемые “реки”. Происходит этот термин от английского слова “wreck”, одним из значений которого является “крушение”. В дайвинге под этим термином подразумеваются самые различные затонувшие объекты.

Прежде всего, это, конечно, корабли в силу различных причин, как правило, из-за военных или гражданских катастроф оказавшиеся на дне. Но это могут также быть и самолеты, или даже автомобили или поезда по вине каких-то обстоятельств очутившиеся на морском, речном или озерном дне.

При словах “затонувший корабль” глаза загораются даже у довольно далеких от дайвинга людей (а что уж тут говорить о настоящих подводных пловцах!). А в памяти сразу всплывают пиратские сокровища и всевозможные фильмы в духе “Искателей приключений”. Конечно, сокровища это романтическая причина. Клады не ждут дайверов под водой, мечтая о том, как бы скорее попасть к ним в руки. Хотя нельзя исключать и подобную возможность. Но и без кладов погружения на затонувшие объекты необыкновенно интересны. Причин много.

“Реки” самые настоящие свидетели истории. Свидетели несчастий, катастроф, нелепых случайностей, человеческой глупости, порой (когда обходилось без жертв) забавного стечения обстоятельств.

Кроме того, любой “рек” тропических морей превращается в искусственный риф, обрастая кораллами и становясь местом обитания для самых разных обитателей морских глубин. Можно добавить сюда и простое любопытство, возможность увидеть то, что недоступно большинству людей, тем, кто не овладел наукой подводного плавания.

Для того, что бы безопасно погружатся на затонувшие корабли желательно пройти специальное обучение. Эти курсы предназначены, прежде всего, для людей собирающихся достаточно серьезно исследовать подводные объекты, включая проникновение в корпуса кораблей. Направлены они, главным образом на обучение мерам безопасности необходимым при подобных исследованиях.
Однако, это совсем не значит, что обычный сертифицированный пловец лишен возможности увидеть эти интереснейшие подводные достопримечательности. Очень многие достойные места для погружений находятся на глубинах и в условиях вполне доступных для безопасного дайвинга. Тысячи дайверов во всем мире совершают подобные увлекательнейшие погружения.

Наибольшей известностью и популярностью пользуются “реки” Красного моря. Это и неудивительно, ведь Красное море из-за обилия интересных для погружений мест, их доступности, невысоких цен нередко называют “Меккой ныряльщиков”. Обилие рифов, затрудняющих судоходство, непростая история этого региона, включающая многочисленные войны обеспечили ныряльщиков большим количеством достойных объектов. Фигурально выражаясь, у каждого третьего рифа, что-нибудь да лежит, ну хотя бы баржа или баркас.

Самым известным “реком” Красного моря совершенно заслужено является “Тислегорм”. Это огромное английское грузовое судно было потоплено в проливе Гобал на севере Красного моря в 1941 году. Эскадрилья немецких бомбардировщиков “Хенкель 111” совершила неожиданную ночную атаку британского конвоя, в результате которой “Тислегорм” очень быстро получил тяжелейшие повреждения. Корабль затонул, не успев совершить ни одного выстрела из своих зенитных орудий.

Надо отметить, что немецкие летчики приняли совершенно правильное решение, сосредоточив атаку на “Тислегорме”. Это был самый важный транспорт конвоя. Корабль грузоподъемностью 5000 тонн был, что называется, под завязку забит вооружением и боеприпасами, предназначенными для Восьмой Британской армии в Египте.

Часть боеприпасов взорвалась, что и явилось главной причиной быстрого затопления транспорта. “Тислегорм” лежит на глубине около 30 метров и вполне доступен для обыкновенных любителей подводного плавания. Даже для беглого осмотра этого гиганта, длина которого 126 м, требуется несколько погружений. А смотреть там есть что. На палубе стоят грузовые автомобили, мотоциклы, железнодорожные вагоны. В трюмах развороченного взрывом корпуса лежат мины, артиллерийские снаряды, тягачи. Неподалеку от корабля можно увидеть небольшой паровоз (по его поводу один мой знакомый пошутил: “Не иначе это тот же паровоз, что привез Ленина из Финляндии”).



Корабль уже частично оброс кораллами, а множество тропических рыб поселилось в его помещениях. Фактором, несколько осложняющим дайв, является течение, достаточно сильное, но вполне преодолимое нормальным ныряльщиком. Впрочем, наличие небольшого препятствия делает дайвинг только интереснее, заставляя дайвера отнестись к погружению более внимательно. Второй минус этого “река” – туристов на нем едва ли меньше, чем на Пирамидах. Правда этот минус имеет и положительную сторону: высокая доступность для дайверов. Его можно осматривать как во время длительного морского сафари, так и в ходе одно-двух дневного тура с катеров отходящих от Хургады или Шарм-Эль-Шейха.

Другим известным “реком” является “Салем Экспресс”. Этот паром также как и “Тислегорм” лежит на Севере Красного моря, менее чем в двадцати километров от Сафаги. Трагедия произошла в 1991 году, при этом при крушении погибло довольно много народу, несколько сотен человек. Сразу хочу успокоить ныряльщиков. Можно не опасаться увидеть на дне трупы людей. Как правило, тела жертв современных кораблекрушений извлекаются на поверхность. Если же крушение произошло достаточно давно (например, когда подъем тел либо не практиковался, либо не был возможен по каким-либо причинам), то море и его обитатели сами позаботятся о том, что бы жертвы катастроф не были обнаружены.

Среди других известных подводных объектов Красного моря хочется упомянуть еще о нескольких затонувших кораблях. Все они находятся у рифа Шааф Абу Нухас, также в проливе Гобал. Отличаясь высокой сохранностью, они привлекают ныряльщиков своим местоположением, так как находятся в очень живописном рифовом окружении.

Наиболее древними (из широко известных) являются останки парохода конца прошлого века, под названием “Карнатик”. Этот английский пароход затонул в 1869 году и лежал на очень небольшой глубине (верхушка передней мачты торчала над водой). На борту находилось монет на сумму более 40 000 фунтов стерлингов. Правда, в том же году большая часть была извлечена на поверхность английскими водолазами. Общая сумма составила 32 000.

Это была одна из первых операций по подъему объектов с затонувших кораблей. Куда делась оставшаяся часть – неизвестно, возможно находится в “Карнатике” или в районе его затопления. Вряд ли их удастся найти (слишком много аквалангистов там уже побывало, если бы, что нашли, уже стало бы известно). В 1870 году корабль соскользнул по дну на глубину 24 метров, при этом средняя часть его корпуса раскололась. На этой глубине он находится и поныне.

Другой корабль, лежащий на том же рифе, грузовое греческое судно “Крисула К”. Это судно врезалось в риф в 1981 году. В результате удара нос разрушился, и корабль затонул, упав на дно правым бортом.

Третье судно – также греческое. Это теплоход “Джаннис Д”, затонувший в 1983 году. Судно налетело на риф, и какое-то время находилось в полузатопленном положении. Потом налетел шторм, корпус раскололся и корабль, развалившийся на две части погрузился в пучину и лег на дне на левый борт. Глубина “река” составляет от 4 до 27 метров, что делает осмотр корабля доступным любым категориям сертифицированных пловцов.

Теперь перейдем к другому известнейшему “реку”. Он находится к нам еще ближе, чем Египетские. Это 172 метровый паром “Зенобия” водоизмещением 12 000 тонн, находящийся на глубине от 20 до 45 метров возле берегов Кипра.
Причиной его гибели послужила неисправность балластных систем и гибкие водуховоды. Корабль три дня плавал в накрененном положении, после чего затонул. Обошлось без жертв. Судно лежит на дне левым боком. Основным грузом были автомобили, и теперь они лежат на палубах и в трюмах “Зенобии”. Многие до сих пор в очень приличном состоянии.
Большое впечатление производят необъятные размеры корабля, а также бесконечные нагромождения надстроек и трапов.

Корабль практически не имеет разрушений, что делает его особенно привлекательным для обследования. Как и в случае с “Тислегормом” даже его беглый осмотр потребует нескольких погружений. Надо отметить, что “Рек” очень доступен для любителей с точки зрения организации погружений. На берегу достаточно много дайв-центров, от которых можно добраться на моторной лодке до парома минут за 15-20.

Много “реков” находится и в Индийском океане. Например, в районе Мальдивских островов, известных дайверам всего мира как один из лучших подводных курортов. Богатство подводного мира в этом месте способно вызвать восхищение у самого взыскательного человека. Обилие подводной живности настолько велико, что некоторые пловцы называют погружения на Мальдивах “нырянием в рыбном супе”, а если добавить сюда красоту окружающих островов...

К сожалению в некоторых месстах есть погибшие коралловые рифы. Их убило аномально теплое течение (35-36 градусов), прошедшее здесь в 1999 году.

Самый известный затонувший корабль в этом районе – “Мальдивская Виктория”, потерпевшая крушение в 1981 году около острова Мале, и находящаяся на дне на 35 метрах. К счастью при этом крушении никто не пострадал. Груз, перевозимый судном был поднят через несколько часов группой аквалангистов с соседнего острова.

Корабль отличается хорошей сохранностью. Прозрачность воды в этом регионе настолько велика (порой доходя до ста метров!), что судно, лежащее на грунте можно видеть с поверхности воды.

Вообще надо отметить, что такие регионы как Индийский и Тихий океан насыщены “реками”. Во многом это объясняется активными боевыми действиями, проходившими здесь в период. Второй Мировой Войны. Особенно много “реков” вокруг Океании.

Только вокруг островов Трук лежит целое созвездие объектов для погружений. Военные транспорта “Фудзикава Мару”, “Госей Мару”, крейсер, пассажирские корабли, танкеры…. Что говорить, ведь в ходе боев за острова Океании японцы только самолетов потеряли более двух с половиной сотен. Большинство объектов в хорошем состоянии, не разграблены. На дне вокруг кораблей много боеприпасов, амуниции, военной техники.

В районе островов Вануату лежит один из самых интересных “Реков” мира – “Президент Кулидж”. Судно длинной 198 метров лежит в наклонном положении на дне, на глубине от 18 до 73 метров. Корабль перевозил военное снаряжение, и теперь его палубы и дно вокруг усеяны ящиками с винтовками и боеприпасами. Лежат здесь и джипы.

Сохранность судна очень высока, что делает его посещение чрезвычайно интересным. Он мало, в чем уступает знаменитым “Тислегорму” или “Зенобии”. А с учетом меньшего количества туристов, является даже более интересным.

Около этих же островов находится и другой американский корабль – эскадренный миноносец, подорвавшийся на им же самим установленной мине. Недалеко от столицы Вануату – Порта Вила лежат сразу четыре судна. Все находятся на доступных глубинах.

Следует заметить, что Вануату знамениты не только своими “реками”, но и дельфиньими заповедниками. Мало где в мире предоставляется такая фантастическая возможность поплавать среди дельфиньих стад.

В общем, говоря откровенно, “реков” в мире очень много. Совершенно невозможно рассказать в одной статье даже о самых известных. За границами обзора остались “реки” Таиланда, Кубы и многих других мест. Много, а лучше сказать, чрезвычайно много затонувших объектов лежит в нашей стране или в непосредственной близости от ее пределов.

Особенно отличается в этом отношении Крым. От печально известного “Нахимова”, парохода “Сакко и Ванцетти” и заканчивая подбитыми самолетами и подводными лодками. Многие из них лежат в непосредственной досягаемости для дайверов. Так максимальная глубина для “Нахимова”, утонувшего в 1986 году, составляет 47 метров. Этот корабль имеет длину 174 метра и водоизмещение 17000 тонн и является одним из крупнейших “реков” мира.

Правда, хочется напомнить, что при обсдедовании подобных объектов необходимо помнить о соблюдении уважительного отношения к этим памятникам погибшим. Единственный недостаток – видимость в Черном море похуже, чем в Египте. На глубине 30-40 метров уже царит сумрак.Да и температура воды на такой глубине прохладная - 15-16 градусов. Однако интересных объектов очень много.

В районе Фороса можно увидеть греческий амфоровоз и русский военный корабль начала века. Глубина 25-30 метров. В районе Балаклавы самолеты, котейнеровоз.

Кроме “реков” достопримечательностью Крыма являются совершенно потрясающие подводные гроты и пещеры. Некоторые из этих пещер, возможно, использовались для инициации молодых воинов киммерийцами, до нашей эры населявшими полуостров. В море под Севастополем также лежат корабли. Кроме того, дно в этом районе интересно с археологической точки зрения. Возле Херсонеса часто случаются интересные находки, восходящие к временам древнегреческих колоний в Крыму.

Но и в более Северных районах есть немало хороших объектов для погружений. Мне хотелось бы рассказать о нескольких “реках” находящихся неподалеку от Санкт-Петербурга.

Итак, прежде всего Финский залив. Объектов, представляющих интерес, как для российских, так и для иностранных дайверов здесь довольно много. Наиболее старые относятся к временам Русско-шведской войны XVII века. Среди них можно назвать фрегат “Элизабет Щарлотта”, линейный корабль “Луиза Ульриха”, остатки галер, лежащие на глубинах до 30 метров.

На “реках” можно видеть медные пушки, ядра, различные предметы. Эти объекты находятся в районе Выборга. Условия погружения можно определить как средние. Желательно наличие некоторого опыта, в частности умение погружаться в гидрокостюме сухого типа.

Среди “реков” нового времени наиболее известен броненосец “Гангут”. Сразу хочу предупредить, что его не нужно путать с линкором “Гангут”, принимавшем участие в Первой Мировой войне. Броненосец имеет довольно трагикомическую судьбу. Сразу после его постройки стало ясно, что проект корабля не отличается особым качеством. Броненосец получил прозвище “ Одна мачта, одна труба, одна пушка” (имелось в виду, что на палубе установлена только одна большая орудийная башня). И вот в 1897 году корабль затонул во время проведения учебных стрельб.

Попытки поднять корабль (работы проводила шведская фирма) не привели к успеху. Истратив достаточно крупную по тем временам сумму, правительство приняло решение прекратить работы. Броненосец покоится на глубине 30 метров. Однако, в отличии от относительно простых “реков” Красного Моря погружение на него нельзя причислить к разряду рядовых, и его можно посоветовать только опытному пловцу. Факторами, осложняющими погружение, являются, прежде всего, температура воды и низкая освещенность. Даже летом температура у дна не поднимается выше 4 градусов по Цельсию. Это делает почти невозможным погружение без сухого костюма. На глубине более 10 метров уже довольно темно и не обойтись без фонаря. На глубине 30-ти метров темнота становится беспросветной. Поэтому даже при прозрачности воды 6-9 метров (для Балтики это уже неплохо (Даже для обоих "Балтик")) реальная видимость ограничивается возможностями осветительных приборов.

Сам броненосец местами опутан обрывками рыбачьих сетей, что представляет дополнительную трудность при погружении. В довесок к вышеперечисленному, нестабильная Балтийская погода. Осуществление погружения может неоднократно откладываться из-за сильного волнения и штормов.

Интересные объекты находятся также и в Ладожском озере. В основном они связаны с боями, имевшими здесь место во времена Советско-Финской и Великой Отечественной войн. На дне можно увидеть разбитые баржи, артиллерийские орудия, затонувшие грузовики, остатки бронетехники, большое количество боеприпасов. В основном они относятся к боям, проходившим здесь в 1941 году, когда отступавшие советские войска, попали здесь под массированный огонь противника. В районе острова Каневец можно осмотреть затонувший корабль.

Большой интерес для дайверов представляет также потрясающе красивый вид скалистого Ладожского дна. Глубины на этих объектах, как правило, небольшие, до 10-15 метров. Температура воды составляет 9-14 градусов, что делает возможным погружение в мокрых костюмах. Погружения вполне осуществимы и для начинающих дайверов. Ограничением являются: невозможность погружаться с осени до весны, капризная погода на Ладоге. Преимущество для жителей Петербурга – высокая доступность. От города это всего пара – тройка часов пути на машине, плюс час-полтора на катере до места. Таким образом, погружение может легко быть осуществлено в течении одного выходного дня.

Итак, даже на основании этого краткого обзора можно видеть, что свой интерес к затонувшим кораблям желающие могут удовлетворить с очень большим выбором. Можно совершать погружения в ходе далеких заграничных поездок, сочетая их с осмотром экзотических стран. Можно на привычном для всех жителей нашей страны “юге”, то есть в Крыму, на Черноморском побережье России. А если есть желание, то можно осмотреть корабли, скрываемые северными водами. Есть объекты и для любителей сложных погружений.

“Реки” всего мира ждут вас.

Дополнительная информация на сакйте: http://scubadiver.by.ru/Awreckdiving.htm

Другие статьи раздела:
29.03.2006 АКУЛЫ!!! >>
6.09.2004 Подводный плавательный аппарат AquaGlider™ >>
26.08.2003 Джеймс – «отдыхает»! >>
11.10.2004 "Лузитания" - вторая катастрофа XX века >>
28.09.2004 Об акулах, и не только о них >>
14.09.2004 Основы теории плавучести >>
14.09.2004 Пять советов плавания в зарослях ламинарии >>
6.07.2004 Пусть весь мир подождет! >>
1.06.2004 Выбор снаряжения для подводного плавания. Общие советы. >>
9.04.2003 Глубоководная экспедиция на Палау >>
28.10.2002 Акула убила ныряльщика за раковинами >>
28.10.2002 Фиона побила мировой рекорд на одном дыхании >>
18.10.2002 Пингвин – это образцовый дайвер >>
8.10.2002 Австралийцы глубины не боятся! >>
8.10.2002 Итальянская команда нашла английский фрегат >>
27.09.2002 Уменьшается количество серьезных баротравм >>
27.09.2002 Установлен новый мировой рекорд! >>

©2004-2007 Информационно-техническое обозрение FLOAT.RU
форма для связи - техническая поддержка
Создание сайта
Продвижение сайта
HUNFI TOP100 Rambler's Top100 Rambler's Top100
Наш Питер. Рейтинг сайтов