РАЗДЕЛЫ
главная страница

новости
лодки и катера
лодочные моторы
навигаторы GPS
эхолоты
рыболовные снасти
на горьком опыте...
снегоходы
рыбалка
дайвинг
снаряжение
выставки
форум

каталог ссылок



 ПОИСК

 РЕКЛАМА


 

 лодочные моторы

ОМС – эпизод один или история про «Evinrude»...

Я лентяй. Мне лень самому копаться в бумагах, что некоторые называют исследованиями: я просто читаю книгу «Evinrude-Johnson» и легенда компании «OMC», написанную Джеффри Л. Роденгеном и содрогаюсь всеми своими членами. Если Вас это заинтересовало и если Вам захотелось познакомиться с подробностями, то придется купить эту книжку. Издала книгу корпорация «Write Stuff Syndicate» из Флориды.

Многим ли из нас знакомо жуткое ощущение, когда нежданный звонок по телефону приносит известие о смерти близкого друга или члена семьи? Это настоящее испытание для слабых характеров, испытание для личности, силы воли и разума, полное переживаний, пройти через которое никто не хотел бы повторно. Вполне возможно, что пережить такое горе можно, но шрам в душе останется, а годы возьмут свое, затягивая пеплом горечь утраты...

Так была встречена новость о банкротстве корпорации «OMC» в декабре 2000 года, когда единственным выдохом было «Ты шутишь!..». А ведь никаких слухов не доходило до нас, и если компания с 50-летним стажем могла так вот втихомолку загнуться, то не мудрено, что некоторые из нас пережили настоящий шок.

Разумеется, мы знали, что «OMC» усиленно занимается своими финансами – значительные вложения в новую систему впрыска топлива разошлись без особого успеха, поскольку рожденное в исследованиях дитя – система «Ficht» – оказалось ребенком недоношенным. Хорошо известные моторы «Johnson» и «Evinrude» обещали много новых путешествий и приключений на море.
Однако случилось самое худшее. И я уверен, что многие вместе со мной испытали чувство глубокого и искреннего разочарования, поскольку все мы знали и помнили лучшие времена, те времена, когда горизонты были безоблачными, а имя старой компании олицетворяло собой технологическую надежность и солидность.

Так что же случилось с компанией, которая рухнула в одночасье, как колосс на глиняных ногах?

Началось все давным-давно, на далеком-далеком озере...

История «Evinrude»
29-летний Оле Эвинруд безмятежно веселился на пикнике, устроенном на закате лета 1906 года, на небольшом островке, расположенном в 5 километрах от берега озера, когда Бесс Кэри, объект его романтических воздыханий, объявила, что она была бы весьма непрочь отведать порцию мороженого. Полный рыцарских чувств, Оле прыгнул в лодку, схватил весла и греб 10 километров туда и обратно, чтобы доставить приятное даме своего сердца.
Однако 32-градусная жара напекла ему голову и нашего героя хватил солнечный удар. Придя в себя, уже позже, он сгоряча поклялся сам себе: «Настанет день, и кто-нибудь сделает мотор для этой проклятой лодки. Или я сам это сделаю».

Подобного рода обещание в устах большинства людей может быть воспринято как пустое бахвальство или брань, однако, когда мы имеем дело с решительным молодым человеком по имени Оле Эвинруд, это - скорее похоже на клятву всей жизни. У него уже был опыт исполнения подобных обещаний – когда отец выбранил его за скромную просьбу получить собственную яхту, молодой человек молчком скопировал все детали семейного баркаса с тентом. Суденышко получалось 5,5 метров длиной, и Оле забеспокоился – где бы раздобыть такое количество досок без необходимости разобрать соседский сарай. Но прежде чем наш герой решился на подвиг, отец его обнаружил незаконченное судно и пустил его на дрова для кухни, приговаривая: «Хоть какая-то польза от этого будет». Так закаляются сталь и сердце конструктора.

Не павший духом, Оле втайне спроектировал и построил другое судно, скрывая деревянные детали в более укромных уголках семейной фермы. Если отец находил деталь, то всегда наготове была отговорка, мол, это все от старого проекта осталось.

После шестнадцатого дня рождения Оле прошло несколько месяцев. Отец на несколько дней уехал за покупками. Парню только этого и нужно было – изо всех укромных уголков появились уже готовые узлы и детали, которые легко и точно собрались в надежное судно, которое закачалось на волнах.

Вернувшись, отец Оле заинтересованно разглядывал 5,5-метровый баркас, величаво покачивающийся на волнах, и поинтересовался: «Чья это посудина?» Не в силах скрыть дрожь в коленках, юный корабел сказал упавшим голосом: «Моя, отец».

К изумлению Оле, лицо его отца смягчилось. Он не мог взять в толк – что же смогло так изменить мысли отца? Может быть, деревянное суденышко сыграло некую волшебную роль, но Оле вдруг почувствовал, как на его плечо легла отцовская рука и густой добрый голос произнес: «Я надеялся, что ты станешь фермером, как и я, но, сдается мне, что кое-что ты делаешь значительно лучше, сынок».

Так что нет ничего странного в том, что после четырех неудачных попыток основать свой собственный автомобильный бизнес, однажды Оле с гордостью показал Бесс, к тому времени уже ставшей его женой, странное сооружение в своей мастерской. «Это мотор, который будет толкать нашу лодку вместо весел – цепляешь его к лодке, и можешь выкинуть свои весла!» – радостно заявил изобретатель.

«Это - мотор, Оле? Он скорее похож на большую кофемолку!»

Ничего себе кофемолка! Поставили ее на взятом напрокат баркасе и с ветерком прокатили дюжину знакомых к отмелям реки Киннекиник, и всю дорогу наслаждались зрелищем лодки, движущейся по воде без весел. Ошеломленная аудитория поняла, что присутствует при рождении чего-то величественного. Следует отметить, что в данном случае это не был первый подвесной мотор вообще, однако настолько совершенного устройства еще не было создано и не продавалось.

Нельзя сказать, что одобрением результатов эксперимента, полученное от Бесс, все и закончилось. Ее собственный бизнес был принесен в жертву по достоинству оцененному инженерному гению Оле, причем лучшей похвалы от жены и дождаться было бы невозможно. В 1909 году, взвалив на себя обязанности по маркетингу, она предложила рекламный слоган: «Не греби! Выбрось весла! Поставь мотор «Evinrude».

Отклик на публикацию в газетах Милоуки не замедлил себя ждать: к тому времени Оле уже усовершенствовал первоначальную модель мотора, добавив к нему глушитель, отполировав бронзовые и медные детали, чугунные – покрасив и скруглив острые углы.
25 моторов, которые он изготовил в рекламных целях, разошлись немедленно, и сенсацией дня стал мотор за 62 доллара мощностью в 11,5 л.с. Реклама национального уровня принесла лавину заказов, и к 1911 году в расширение дела было уже вложено 5 тысяч долларов. Разумеется, возможности стали больше, и к 1912 году количество выпущенных моторов увеличилось до 4650 штук, и до 9412 – в 1913 году.

Однако не все было так прекрасно в саду у цветка по имени «Evinrude». Здоровье Бесс с рождением в 1907 году их первого и единственного сына, Ральфа, стало таять, и озабоченный ее состоянием Оле без сожаления продал свою долю в компании «Evinrude Detachable Row Boat» за симпатичную сумму в 137500 долларов своему партнеру, Крису Майеру.

Следующие несколько лет Оле, Бесс и Ральф провели, наслаждаясь хорошо оплаченным отдыхом. Они объехали все Штаты, частично наблюдя за упадком своего старого предприятия, иногда пытаясь внести в него отдельные усовершенствования. В 1916 году они объявили о создании 4-тактного мотора, но эта разработка не привлекла внимания публики.

В 1919 году срок действия некоммерческого соглашения Оле с Крисом Майером истек. Оле держал слово, но никогда не переставал думать о подвесных лодочных моторах. С чувством верности старой дружбе, он показал Крису проект нового, небывалого до той поры, мотора. Это был поистине революционный 3-сильный алюминиевый двухцилиндровый мотор, но что-то в нем смутило Криса, и тот не проявил заинтересованности. Раздосадованный отказом, Оле заявил, что он свободен от обязательств и открывает свое собственное дело по выпуску мотора новой конструкции. Вот так и появилось осенью 1920 года новое имя, ставшее легендой – «Elto». Это сокращение от «Evinrude light twin outboard» (двухцилиндровый легкий подвесной «Эвинруд»). Мотор сразу же завоевал любовь и признание покупателей, несмотря на возросшее соперничество огромного множества компаний, толпой кинувшихся на новый рынок подвесных лодочных моторов.

Между тем, компания «Evinrude Motors», сохранившая свое имя, продолжала выпускать моторы, первоначально спроектированные Оле. Однако становилось ясно, что без существенных переделок мотор этот скоро должен был стать неконкурентоспособным, особенно в условиях возросшего давления со стороны компании «Johnson Motors» в начале 20-х годов с их быстроходным мотором. Сбыт моторов «Evinrude» почти прекратился. В итоге, Крис Майер в 1922 году продал свое дело и к 1925 году компания «Johnson Motors» стала неоспоримым лидером в промышленности, оставляя «Elto» на втором месте.

Компания «Johnson Motors» придерживалась идеи, что покупателям нужны быстрые моторы, а потому частые и успешные выступления моторов компании в гонках резко повысили их популярность и конкурентоспособность. Результаты технологических усовершенствований сказывались немедленно, так что новые модели моторов становились все быстрее и быстрее, примерно как компьютерные процессоры «Интел» в наши дни. Компания «Elto» отметилась в 1928 году, создав «Super Elto Quad», первый американский 4-цилиндровый 2-тактный мотор, который при своих 18 силах сразу же стал победителем во всех соревнованиях, легко разгоняясь до 56 км/ч.
Этот мотор совместно с 7-сильным мотором «Speedster» компания «Elto» продала в количество 10111 штук. «Johnson Motors» выпускала в два раза больше моторов, чем «Elto», но между ними было и общее, что не давало покоя обоим компаниям – это наследство старой компании «Evinrude Motors», которая в плане коммерции просто «лежала». И вот теперь она снова была выставлена на продажу.

Созданный «Elto» четырехцилиндровик выдавал 18 «лошадей», и был первым в мире 4-цилиндровым 2-тактным подвесным лодочным мотором.

И современный V-образный 8-цилиндровый, наверное, не народился бы на свет и сгинул бы вместе с мотором «Evinrude» тех далеких дней, если бы не появился в игре молодой спаситель – инженер Стивен Фостер Бриггс. Еще учась в школе, Бриггс построил 6-цилиндровый 2-тактный мотор, а в 1909 году основал компанию «Briggs and Stratton», воплощенную легенду моторостроения, которая и по сей день выпускает моторные устройства для дома и для семьи (взгляните на тележку на поле для гольфа в ближайшем клубе).

Стратегия Бриггса была проста: «если нельзя победить, то нужно объединиться». Он склонил Оле к сотрудничеству и в 1929 году компании «Elto», «Evinrude» и третий производитель моторов - «Lockwood Motors», образовали компанию «Outboard Motor and Manufacturing Company» (ОММС).

В 1928 году суммарный объем продаж трех компаний по отдельности составил 3,7 млн. долларов, и если бы не кошмарный крах американской экономики 28 октября 1929 года, то кто знает, но возможно сейчас эта компания была бы самой мощной в мире. Однако экономика рухнула и под своими обломками погребла новорожденную компанию.

Мне кажется, что каждый человек в Америке в то утро проснулся как обычно, и солнце светило, как всегда до того, и завтрак был вовремя, и улыбки близких, и разговоры ни о чем, и все было как и тысячу дней до того. Однако, в этот день лопнул нерв фондовой биржи, доллар - рухнул, и все, что было до того – стало историей.

Началась великая депрессия, и с нею закончились миллионы надежд о лучшей жизни.

Объемы продаж абсолютно всех потребительских товаров существенно сократились, и в 1931 году объем продаж компании «OMC» уменьшился до 10291 моторов. Производственные расходы были сокращены на 65%, а длительность рабочей недели сократилась до 18 часов.

Но даже и это было бы ничего для героя нашего рассказа, но наступило 13 мая 1933 года. В тот день всеми обожаемая Бесс закончила борьбу с жизнью и покинула этот мир. Для Оле жизнь потеряла всякий смысл и его доброе мягкое сердце было разбито. Он не стал задерживаться и спустя 14 месяцев последовал за женой, не вынеся одиночества, оплакиваемый друзьями. Был день 12 июля 1934 года.

Те из Вас, кому подвесной лодочный мотор принес настоящую радость жизни и удовольствие от пребывания на природе, должны вписать этот день черными чернилами в свои ежедневники, и, надеюсь, вы найдете в себе силы почтить в полдень вставанием и минутой молчания в каждый день 12 июля память Оле Эвинруда. Мы так многим ему обязаны!

По материалам Интернет. Перевод Павла Дмитриева.

Ссылки по теме:
Банкротство компании OMC беспокоит европейцев >>
OMC поделили Genmar и Bombardier >>
ОМС – эпизод два или история про «Johnson»... >>

Другие статьи раздела:
13.08.2007 Лодочные моторы «Yamaha» - новинки 2007 года >>
13.08.2007 Лодочные моторы «Пэрсан» - качество превыше всего! >>
17.08.2006 Jingsui – активный дилер на территории Китая >>
21.07.2006 Смени свой подвесной двигатель на Ямаху! >>
4.05.2006 В наступившем году Brunswick ожидает затишье на рынке >>
12.04.2006 Yamaha предлагает своим дилерам новую программу маркетинга >>
29.03.2006 Это уже не та Mercury, которую знали ваши отцы! >>
10.02.2006 Лодочные моторы для троллинга >>
10.02.2006 Компания Mercury Marine: вчера и сегодня >>
10.02.2003 NAVIGATOR - уникальный электрический троллинговый мотор >>
25.03.2003 Suzuki начинает производство 4-тактных двигателей V6 >>
22.04.2003 В «полку» электромоторов прибыло! >>
22.04.2003 Подвесной мотор с педальным приводом >>
30.06.2003 Электрический «румпель» для троллингового двигателя. >>
5.05.2005 Новая концепция подвесного мотора для мелководья >>
15.12.2005 Эволюция переключателя передач лодочных моторов >>
8.12.2005 Подвесной электромотор мощностью 3 л.с. >>
8.10.2005 Приговор для Mercury? >>
7.10.2005 Yamaha думает о завтрашнем дне лодочных моторов >>
31.10.2005 Yamaha выпускает лодочные моторы без маркировки >>
27.10.2005 Компания Suzuki уже начала рекламную кампанию 2006 года >>
18.05.2005 История лодочного мотора «Bendix Eclipse» >>
27.04.2005 Компания GO-DEVIL представила новый болотоход >>
27.04.2005 Подвесной электромотор Minn Kota E-Drive >>
27.04.2005 Компания Solas использует уже известные решения >>
27.04.2005 Водомет JetPac. Новые технические решения >>
26.04.2005 Судьи решают спор между Mercury и Yamaha >>
26.04.2005 Переключатель толкателя навески мотора Teleflex Pro Trim >>
26.04.2005 T-H Marine Fingerflex Power Trim Control >>
17.03.2005 Подвесные лодочные моторы Mercury. OptiMax 2004 года >>
10.02.2005 Управление скоростью троллинга для троллинговых моторов >>
17.01.2005 Мягкие топливные баки? >>
15.12.2004 Лодочные моторы Honda в 2004 году >>
1.12.2004 Evinrude/Johnson – обзор новинок 2004 года >>
18.05.2004 4-тактные лодочные моторы Briggs & Stratton на 5 л.с. >>
28.04.2004 Портативный генератор морехода >>
16.04.2004 Винты «Turning Point» >>
22.09.2003 Спортивные винты для лодочных моторов от «Rolla Propellers» >>
22.09.2003 Четырехтактные лодочные моторы в «ФОРМУЛЕ-1» >>
12.09.2003 Подвесные гоночные моторы «Mercury» >>
19.08.2003 Вокруг Ирландских островов с лодочным мотором SIZUKI (Тест журнала RIB) >>
31.07.2003 Selva F.1000 успешно дебютировала на гонках 24 часа >>
25.06.2003 История лодочных моторов MotorGuide >>
28.05.2003 Исчезают границы! >>
20.05.2003 У Suzuki появились легкая серия 4-х тактных лодочных моторов >>
12.05.2003 Лодочные моторы Yamaha в 2003 году >>
12.05.2003 Suzuki решает проблему встречного вращения винтов >>
12.05.2003 Лодочные моторы Yamaha становятся лидерами в экономии топлива >>
15.04.2003 Обкатка подвесных лодочных моторов >>
25.03.2003 Характеристики винтов для подвесных моторов >>
21.01.2003 Crusader предлагает новый мотор EFI 350XLi-Plus как пример для конкурентов >>
21.01.2003 Гоночные машины: специальный бензин или авиационный? >>
24.12.2002 Новинки? Новинки! >>
16.09.2002 История компании «Scott-Atwater Outboard» >>
2.09.2002 ОМС – эпизод два или история про «Johnson»... >>
26.08.2002 Система управления топливной смесью на подвесном лодочном моторе: как быть? >>
9.08.2002 Универсальное решение - кормовой привод >>
7.08.2002 Ограждение для винта от Мака защитит Ваш винт. >>
29.07.2002 В самом деле, два мотора лучше, чем один? >>
22.07.2002 Настоящий подвесной мотор >>
24.06.2002 Лодочный мотор из детства… Быль. >>
24.12.2001 «Mercury» и команда «World Cat» выходят на старт >>
19.12.2001 «Хонда» открывает в Японии завод по сборке подвесных моторов >>
6.06.2001 Установка подвесного двигателя >>
26.03.2001 Оптимальный винт для лодочного мотора >>
1.03.2001 Продажа лодочных моторов в Финляндии >>
20.02.2001 Лодочные моторы Tohatsu (Тохатсу) >>
20.02.2001 Лодочные моторы Selva (Сельва) >>
20.02.2001 Лодочные моторы Mercury (Меркурий) >>
20.02.2001 Лодочные моторы Suzuki (Сузуки) >>
20.02.2001 Лодочные моторы Ветерок >>
20.02.2001 Лодочные моторы Вихрь >>
18.02.2001 Лодочные моторы Yamaha (Ямаха) >>
18.02.2001 Лодочные моторы Mariner (Маринер) >>
18.02.2001 Лодочные моторы Салют >>
18.02.2001 Лодочные моторы Нептун >>

©2004-2007 Информационно-техническое обозрение FLOAT.RU
форма для связи - техническая поддержка
Создание сайта
Продвижение сайта
HUNFI TOP100 Rambler's Top100 Rambler's Top100
Наш Питер. Рейтинг сайтов