РАЗДЕЛЫ
главная страница

новости
лодки и катера
лодочные моторы
навигаторы GPS
эхолоты
рыболовные снасти
на горьком опыте...
снегоходы
рыбалка
дайвинг
снаряжение
выставки
форум

каталог ссылок



 ПОИСК

 РЕКЛАМА


 

 лодки и катера

Обзор кормовых приводов. ШТЕРН-ДРАЙВЫ.

Ну не любят моторостроители надувные лодки с жестким днищем (RIB-лодки)! Не могут они назвать моторами то, что мы с вами крепим на транцах наших легких и элегантных суденышек, даже если имя у них гордое вроде - "Томагавк" или "Звенящая Стрела". Однако, неуклонный рост благосостояния населения, в среднем, позволил поставить на поток более крупные RIB-лодки, которые, соответственно, потребовали более мощных моторов. Нет вопросов, что крейсерская яхта с каютами лучше, однако есть и у нее недостатки. Все, что нам нужно, так это промчаться по гребням волн, ощутить соленые брызги на лице и согреть кровь ощущением опасности, даже если ее на самом деле и нет.

Разумеется, что всегда были огромные надувные лодки, от которых веяло духом необыкновенности, в том числе от серий "Phantom" и "Ring". Однако они были какие-то неуютные, неуклюжие, подстать своим именам типа "Ликвидатор" или "Пахарь", угловатыми буквами написанным на крутых бортах. Создавалось такое впечатление, что сначала нужно было научиться провинциальному сленгу и освоить профессию землепашца, прежде чем можно было рассчитывать быть принятым в общество владельцев крупных надувных RIB-лодок.
Затем появились 5-метровые лодки "Flatacraft", "Humber" и "Avon", которые имели вполне пристойный дизайн и удачную компоновку внутреннего пространства, благодаря чему эти надувные лодки стали широко использоваться ныряльщиками. Особенно полюбились мастерам дайвинга модели "Force 5", "Attaque" и "Searider".
В конце восьмидесятых годов считалось вполне достаточным иметь на корме 5-метровой RIB-лодки пару 40-сильных подвесных моторов. Такие надувные лодки обычно имели усиленные резинотканевые накладки на бортах, защищающие от повреждений различным снаряжением ныряльщика - трубками, отягощениями, аквалангом - во время спуска в воду. Стало очевидно, что эти небольшие суда совсем не игрушки для воскресной прогулки по пруду, а универсальные, маневренные и непотопляемые площадки с очень низким центром тяжести, обладающие возможностями джипа и, что еще более важно - исключительной остойчивостью.
Затем некоторые удальцы поставили на RIB-лодку автомобильный двигатель типа V8. Мощности хватило, чтобы заставить любую надувную лодку просто летать!

Наступил момент, когда появились 8-метровые RIB-лодки. Одновременно, благодаря усилиям "Volvo" и "Mercruiser", сформировался ряд отличных моторов, так что речь уже шла не о возможности найти подходящий товар, а о финансовых возможностях мореходов.
Проблемы, с которыми вскоре столкнулись изготовители моторов, произошли оттого, что на легкой надувной лодке мощный мотор буквально болтался на транце несколько часов подряд.
RIB-лодки могли устойчиво держать скорость более 50 узлов в час, тогда как традиционные подвесные моторы уже не были способны на такое - не выдерживали редукторы. Да и представьте себе, захотелось ли бы кому-либо заниматься производством автомобилей, если бы вдруг все начали гонять на скорости в 140 км/ч по буеракам на каком-нибудь "Форд Мондео" или на "Опеле Астра"?

В общем, не то чтобы я уж стал сильно сочувствовать несчастным изготовителям лодочных моторов, пытающихся удовлетворить наши сумасбродные желания, но теперь я могу понять, почему лодочные моторы стоят так дорого: владельцы будут их беречь! (предвижу жалобы в печати на мою меркантильность).

Итак, что же хорошего в так называемых "штерн-драйвах", которым уже традиционно называется то, что можно было бы смело называть "кормовым приводом"?

Во-первых, стационарный мотор размещается внутри корпуса лодки. Это огромный плюс. И не только потому, что размеры лодочного двигателя уже давно напоминают средний автомобильный мотор, благодаря чему понятнее становятся фразы типы "его нужно подмазать, залить и заправить". Закрытый ящикоподобным кожухом, мотор работает устойчиво и не портит элегантного вида, которым обладают практически все большие RIB-лодки. Доступ к мотору очень прост, благодаря чему и уход за мотором несложен.

Отсюда следует еще одно достоинство, вполне странное, что стационарный мотор может иметь компоновку, обеспечивающую несколько большую мощность, чем у таких же размеров подвесного мотора. И, разумеется, для встроенного мотора понятие предельных размеров не является проблемой, так что можно на моторы навесить всякие полезные примочки вроде обогатителей и форсажа. Это да!

И все-таки встроенным моторам никогда не удастся вытеснить подвесных "братьев" с прилавков магазинов. Прежде всего, потому, что большинство встроенных моторов - это просто адаптированные автомобильные двигатели: фирмы "Yanmar" и "Yamaha" используют мотор от известного джипа "Toyota Land Cruiser", не слишком задумываясь о комфорте при размещении его в лодке.
Болтовое крепление формы мотора "General Motors V6", используемого компанией "Mercruiser", затрудняет доступ к мотору снизу. Это не слишком хорошо - любой механик Вам скажет, почему.
Кроме того, встроенные моторы - тяжелы, потому что большинство из них имеют чугунные блоки цилиндров, что, в общем, весьма увеличивает расход горючего. Кроме того, поскольку кормовой привод все-таки находится в воде (привет подвесным моторам!), то коррозия не оставляет и встроенные моторы. Поскольку кормовые приводы обычно могут подниматься из воды, точно как и подвесные моторы, пользователю следует самому позаботиться об уходе за этой важной частью своего судна.

И, в заключение, никуда не деться от необходимости пожертвовать столь ценным местом внутри надувной лодки, которое отводится под урчащий ящик. Даже компактный вариант потребует метра полтора пространства, хотя это не совсем потерянное пространство, потому что на моторе обычно ставятся сиденья или делается рабочий стол.

Переходя к выбору моторов, признаюсь, что не могу брать на себя смелость давать точные советы, однако я слышал много интересных рассказов обладателей стационарных моторов, не пересказать которые Вам было бы непростительно.
Хотя моторы "Mercruiser" и "Volvo" имеют много поклонников, но их исключительная мощность и нагрузки, действующие на больших скоростях на кормовые приводы, приводят к ослаблению креплений моторов на некоторых моделях судов. Требуется дополнительное крепление не только к днищу, но и самого кормового привода - к моторному блоку, что не совсем облегчает жизни их владельцев. Следовало бы изготовителям обратить на это внимание.
Однако, дизельный мотор "Mercruiser D-Tronic" - это один из лучших моторов на сегодняшний день, обладающий исключительной мощностью и экономичностью и, во многих отношениях его вполне можно назвать мотором нового тысячелетия. Можно установить одновинтовой или двухвинтовой кормовой привод, а двигатель работает почти без дыма и выхлопа. Запчасти к нему недороги, хотя это совсем не тот мотор, о котором когда-то говорили, что их можно ремонтировать "зубилом и кувалдой".
Исключительные возможности двигателей "Mercruiser" происходят не только из-за их особой управляемости (фраза взята из фирменного "Руководства пользователя), но из-за широчайшего набора кормовых приводов, которыми эти моторы можно комплектовать. Начиная с явно устаревшего привода "Alpha" до шести моделей кормовых приводов, которые могут работать с моторами мощностью до 1000 л.с., конструкторы этой фирмы готовы удовлетворить любые Ваши желания.
Перепачкав много комбинезонов в масле, я имею право решить, что кормовые приводы производства "Volvo" по праву имеют множество поклонников, благодаря чему они получили немало лавров. Может быть, даже слишком много, поскольку в последнее время конструкторы "Volvo" дошли уже в полном смысле до "ручки". К примеру, они внедрили кабель управления, который связывает шлем водителя с переменным сопротивлением (потенциометром, который является электронной коробкой), управляющим при помощи пучка проводов другим блоком электроники, управляющим работой самого мотора. Почему бы просто прямо не связать шлем водителя с мотором, можно спросить, ну да Вам-то, какая разница? Ваше дело не вопросы задавать, а деньги платить.

И все-таки нет смысла унывать, когда на рынке есть такие квалифицированные монстры, как "Mercruiser", предлагающие обширную гамму бензиновых и дизельных моторов. Или вот новехонький "Volvo DPX 600" - если бы взгляд мог убивать, то этот мотор косил бы народ направо и налево. В нем сила 560 лошадей! Хорошо бы его на мой "Ballistic" поставить…
Давайте взглянем на блок управления, созданный для дизельного двигателя "Volvo". Убиться можно! Ничего не понимаю на этой картинке…

Парадокс сегодняшнего дня состоит в том, что бедная электроника, которую мы так бережно защищаем от воды, призвана заменить нас в море, нас, которые ничего так не любят, как море! И изделия "Volvo" еще никто не осмелился назвать бедными, т.е. дешевыми.
Одно колоссальное достоинство встроенных моторов "Volvo" - их неисчерпаемый перечень. Мне как-то не хотелось тратить массу времени на простой подсчет версий шведских моторов, однако нет на свете такого судна или лодки, для которой не нашелся бы подходящий мотор "Volvo". Как и у "Mercruiser", имеется возможность заказать одно- или двухвинтовой кормовой привод, вплоть до того, что один винт может вращаться в одну сторону, в то время как другой винт будет вращаться в другую сторону. Это еще зачем? Двухвинтовая схема обеспечивает хорошее ускорение, предотвращает увод судна с прямой линии движения и дает хороший заработок механику, который возьмется ремонтировать кормовой привод после столкновения с топляком. На самом деле, лучше быть здоровым и богатым…
Разумеется, "Volvo" дает трехлетнюю гарантию на свои моторы, но будьте внимательны - у их гарантийных обязательств очень жесткие условия! Да, я забыл сказать, что "Volvo" рекомендует менять приводные ремни раз в год именно только в своих сервис-центрах. Уважая квалификацию инженеров "Volvo", я предпочел бы обращаться к ним раз в 5-10 лет.
Теперь давайте взглянем на новичков рынка встроенных моторов - "Yanmar" и "Yamaha", которые производят только дизельные моторы.
"Yamaha" выпускает только две модели - четырехцилиндровые моторы ME370 мощностью в 165 л.с. и ME420 в 240 л.с. Эти моторы поставляются с кормовым приводом разработки самой "Yamaha". "Yanmar" предлагает 5 различных моделей стационарных моторов мощностью от 150 до 300 л.с., к каждому из которых могут подойти кормовые приводы "Bravo 1", "2" или "3", изготавливаемые компанией "Mercruiser".
Я провел много приятных часов, находясь на борту катера, приводимого в движение мотором "ME420", однако и я, и владелец мотора хорошо запомнили текущие прокладки, глохнущий стартер и стук пальцев, которые требуют регулировки значительно чаще, чем это рекомендуется инструкцией.
Я слышал и сказки о его перегревающемся кормовом приводе, для охлаждения которого достаточно полить кожух водой. Приятно знать, что кругом полно "чайников", кроме меня. Как бы там ни было, но это очень мощный мотор, и именно с ним 8-метровый "Badgers Mist" взял и до сих пор удерживает рекорд скорости на гонках вокруг Британских островов для надувных лодок короче 10 м.
Приятно, кроме того, ощущать плавность работы этого мотора и его практическую бесшумность на самых быстрых оборотах. У мотора прекрасные показатели экономичности потребления топлива. А прочность его конструкции достойна всяческого подражания.

В заключение моего научного исследования состояния дел на рынке кормовых приводов, я хотел бы обратиться ко всем обладателям упомянутых, или других, встроенных моторов с просьбой поделиться своими впечатлениями о работе кормовых приводов.
У Вас должен возникнуть вопрос: почему у ныряльщиков дыхательные трубки загнуты назад? Да потому, что иначе они цеплялись бы за потолок! Вот.

Перевод статьи Энди Кларка, опубликованной в журнале RIB-International, выполнен Павлом Дмитриевым.

Другие статьи раздела:
17.08.2006 Многофункциональная надувная лодка Tinker >>
17.08.2006 Надувные лодки Oceanid >>
17.08.2006 Надувные лодки Aquapro >>
17.08.2006 Надувные лодки Taiwan New Boat >>
17.08.2006 Комплектующие для надувных лодок от Nautica >>
17.08.2006 Надувные лодки «Thunder» и «Crest». >>
17.08.2006 Итальянские надувные лодки «Alson» >>
21.07.2006 Brunswick запускает новую серию Laguna >>
8.06.2006 Надувные лодки Mako International >>
8.06.2006 Надувные лодки Achilles – всегда только из Хипалона >>
8.06.2006 Надувные лодки AB Inflatables >>
8.06.2006 Надувные лодки Arancia >>
25.05.2006 Надувные лодки FALCON >>
4.05.2006 Надувные лодки AQUARIUS >>
12.04.2006 Unified Marine открывает цеха в Теннеси >>
29.03.2006 Сайт Sea-Doo стал лидером среди судостроительных Интернет страниц >>
10.02.2006 Водометный катер с разгоном за 4 секунды >>
16.06.2005 Катер – из гидроцикла? >>
26.05.2003 Новая серия рыболовных лодок >>
17.11.2003 Скорость без проблем с «ROCA SPEED RAIL» >>
28.12.2005 Показатель экономии топлива становится важным! >>
11.09.2003 Комбинированный RIB >>
22.09.2003 Полет по воде с подвесным мотором! >>
28.10.2003 Отражатель Windaway >>
18.07.2003 Как в автомобиле! >>
22.10.2003 Мобильный трюмный насос Waterbuster >>
15.12.2005 Крепим нейлоновый топливный бак >>
8.12.2005 Судно на воздушной подушке - основные принципы работы >>
8.12.2005 Почему именно на воздушной подушке? >>
19.01.2004 Новый винт с переменным шагом >>
8.12.2003 Страж аккумулятора >>
24.11.2003 Новый электронный переключатель передач >>
22.10.2003 SEA-DOO SEASCOOTER - новая забава для любителей отдыха на воде. >>
20.05.2003 С ReliefBand Вас не будет укачивать. >>
31.10.2005 Растет спрос на надувные лодки и катера с кормовым приводом >>
27.10.2005 Самая новая и самая большая ярмарка катеров и яхт >>
5.10.2005 Факты – о рыбаках и лодках >>
6.07.2005 Компактный катамаран со скоростью 30 миль в час >>
6.07.2005 НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА >>
29.06.2005 «BULLET BOATS» - специализированная рыболовная лодка >>
22.06.2005 МОТОРНАЯ ГИДРОЛЫЖА POWERSKI >>
17.06.2005 «EzyBoat» - БЕРЕМ, СКЛАДЫВАЕМ И БУКСИРУЕМ >>
26.04.2005 Бинокль-комбо от Bushnell >>
26.04.2005 Поворотный держатель спиннингов на очень крупную рыбу >>
17.03.2005 Зачем нужен надувной док? >>
17.01.2005 Якорь LandAnchor >>
15.12.2004 LeisureCat 6000 Islander - катамаран из Австралии >>
1.12.2004 Необычные «надувные лодки» от Doriak Designs. >>
19.10.2004 Победоносная «Донзи» в национальном чемпионате! >>
14.09.2004 Air Deck – и надувная палуба может быть жесткой >>
13.08.2004 Жизнесберегающий свисток «SCOTTY"S LIFESAVER WHISTLE» >>
18.05.2004 Новая система Roll & Go для докерования >>
28.04.2004 Многоцелевые надувные жилеты SOSPENDERS® >>
3.02.2004 Новая надувная лодка от «AB Inflatables» >>
3.02.2004 На подводных крыльях - со скоростью 200 узлов? >>
17.10.2003 Европа на пути к созданию гоночного класса «O» >>
17.10.2003 Чемпионат Финляндии в классе S-850 >>
29.09.2003 Европа на пути к созданию гоночного класса «O» >>
29.09.2003 Лодочный гоночный класс S-850 >>
22.09.2003 «Джет» - гонки. Краткая история. >>
22.09.2003 Что такое «Гран-При Формулы-1» в водномоторном спорте? >>
12.09.2003 Напряжение возрастает! От Дурбана до Сингапура – 1992 год. >>
12.09.2003 «Формула - 1» на воде. История и современность. >>
3.09.2003 Классика и совершенство >>
3.09.2003 ...и тройной красотой буду окружен! >>
19.08.2003 Вокруг Ирландских островов на надувной RIB лодке (Тест журнала RIB) >>
31.07.2003 Ярославские лодки. Выбираем надувнушку к летнему сезону >>
31.07.2003 Экологи выбирают «SUZUKI» и RIB >>
28.05.2003 Транцевые плиты: «ЗА» и «ПРОТИВ»! >>
25.03.2003 Складная лодка «Porta-Bote» уже попала в историю! >>
14.03.2003 Карманный лодочный якорь >>
12.02.2003 Мой тяжкий опыт постройки судна на воздушной подушке >>
30.01.2003 Соревнования по водно-моторному спорту в классе «Формула будущего», цифры и факты >>
30.01.2003 С катамараном Zap Cat знакомятся питерские спортсмены >>
9.01.2003 Выбор системы управления судном >>
17.12.2002 Чем полезен плавучий якорь? >>
28.10.2002 Зачем гоночным катамаранам нужен туннель в днище? Часть 1. >>
2.09.2002 История «водомета». Как все начиналось >>
2.09.2002 Надувные катамараны «THUNDERCAT» >>
26.08.2002 Первые впечатления от «Osprey Viper Max 6.5» >>
26.08.2002 Кто летит над волнами? >>
7.08.2002 Что пользы в воздушной подушке? >>
29.07.2002 Особенности управления судном на воздушной подушке >>
22.07.2002 Малое судостроение в США на мели? >>
9.07.2002 Redbay – 11 метровый RiB с кабиной >>
1.07.2002 Куплю лодку?!. ТЕСТ-ОТВЕТ (*) >>
20.05.2002 Надувные RIB лодки на вашем экране. >>
20.05.2002 Почему Хипалон? >>
15.05.2002 Лодку «Dominator» можно заказать везде! >>
29.04.2002 «Camel Tophy» теперь на RIB-ах! >>
22.04.2002 Экстремальное видео про надувные RIB лодки >>
16.04.2002 Побит рекорд Британии! >>
16.04.2002 Новый рекорд экипажа «Spirit of Cardiff» >>
11.03.2002 «СПЛАВ 350» - разборный вездеход на воздушной подушке. >>
19.02.2002 Летучий голландец - Baja 232 >>
9.01.2002 В следующем году ожидаются ограничения на использование ПХВ >>
9.01.2002 «Power quest 320» - лучшее судно для лучшего из миров >>
21.12.2001 «Sport RIB 8000» от Марка Паско >>
19.12.2001 Спортивный катер «TRR Stealth» >>
17.12.2001 Лидер приготовил новинки >>
10.12.2001 ИЗ АФРИКИ - С ЛЮБОВЬЮ… >>
10.12.2001 Яркое разнообразие «Arimar» >>
16.05.2001 Надувные лодки MNEV&Co >>
16.05.2001 Надувные лодки Уфимского завода эластомерных материалов и конструкций, УЗЭМиК >>
16.05.2001 Надувные лодки Rasalas >>
16.05.2001 Надувные лодки Phoenix >>
16.05.2001 Надувные лодки Yam >>
16.05.2001 Надувные лодки InflaCombi >>
16.05.2001 Надувные лодки Aquaquick >>
16.05.2001 Надувные лодки InflaCombi >>
16.05.2001 Надувные лодки завода ЯрославРезинотехника >>
16.05.2001 Надувные лодки Lider >>
16.05.2001 Надувные лодки Adventure >>
16.05.2001 Надувные лодки Korsar >>
16.05.2001 Надувные лодки Zodiac >>
16.05.2001 Надувные лодки Brig >>
16.05.2001 Надувные лодки Quicksilver >>
26.03.2001 Ремонт надувных моторных лодок >>
1.03.2001 Suzumar-Suzuki: близнецы-братья >>
1.03.2001 Постройка и изготовление лодок >>
18.02.2001 Стеклопластиковые и пластиковые лодки >>
18.02.2001 Надувные мотолодки >>

©2004-2007 Информационно-техническое обозрение FLOAT.RU
форма для связи - техническая поддержка
Создание сайта
Продвижение сайта
HUNFI TOP100 Rambler's Top100 Rambler's Top100
Наш Питер. Рейтинг сайтов