РАЗДЕЛЫ
главная страница

новости
лодки и катера
лодочные моторы
навигаторы GPS
эхолоты
рыболовные снасти
на горьком опыте...
снегоходы
рыбалка
дайвинг
снаряжение
выставки
форум

каталог ссылок



 ПОИСК

 РЕКЛАМА


 

 лодки и катера

История «водомета». Как все начиналось

Для новичков термин «водомет» прежде всего наведет на мысль о пожарном катере, с огромной силой выбрасывающем на большое расстояние мощные струи воды. На самом деле, «Jet Boat» - обычная лодка, на которой установлен мотор, приводящий в действие водяной насос, работающий под водой, или «водомет».

В самой нижней части днища имеется отверстие, через которое насос всасывает забортную воду, чтобы затем выбросить ее с большой силой через выпускное отверстие в корме. Это сильно напоминает реактивный способ движения. В отличие от обычных судов, у лодок с водометом отсутствует винт или перо руля. Вместо этого, заменяя и руль, и винт, наличествует система управления выпускным отверстием, которая может изменять направления выброса струи. Автоматическая поливалка в саду – очень похожее устройство, которое так же с силой выбрасывает воду в различных направлениях.

Принцип реактивного движения впервые был сформулирован Исааком Ньютоном в Третьем законе: «Всякое действие порождает равное по величине и противоположно направленное противодействие». Лодки с водометными двигателями – наглядное подтверждение этого закона.

За 30 последних лет водометные двигатели обрели свой настоящий дом в Новой Зеландии.
Созданные здесь водометные суда побеждают во всех соревнованиях на самых сложных и опасных трассах.

Но кто же это все придумал?
Ответ на этот вопрос теряется в глубине веков. Новозеландский овцевод Билл Гамильтон (Bill Hamilton) считается официальным изобретателем водометного мотора, однако, он сам с этим не согласен.

Еще в 1962 году на прямой вопрос он ответил: «Я не претендую на авторство изобретения судового водомета». Честь такого авторства, по всей вероятности, следует признать за весьма знаменитым господином по имени Архимед.

Начнем. За 250 лет до рождества Христова греческий физик размышлял о водометном принципе движения и даже вплотную приблизился к сегодняшнему решению, предложив винтовой подъемник для воды (шнек в трубе). Длинный винт в трубе вращался мускульной силой человека. Эта же идея была возвращена к жизни двум изобретателями в 1661 году в Англии. Но только с изобретением Уаттом парового двигателя в 1765 году были достигнуты осязаемые результаты.

Затем Рарриси и Мейен создали насос с паровым приводом для откачки воды из трюмов судов с выбросом струи воды через корму, а за период с 1830 по 1860 год только в одной Англии было выдано не менее 35 патентов на реализацию таких устройств.

Наиболее совершенный тип насоса был создан в Лондоне Генри Бессемером в 1849 году. Это был осевой насос с одной трубой на всасе в передней части судна и с двумя патрубками с тыльной стороны. Бессемер даже поставил крыльчатки перед и за винтом подачи воды для спрямления струи и для компенсации потерь, вызываемых вращением струи воды. Другая конструкция была предложена Александром Хедьярдом в 1852 году: здесь имелось поворотное сопло, которое можно было направлять вперед или назад. Этот насос всасывал воду через отверстие в днище судна и выбрасывал ее сквозь корму. Поворот струи приводил к повороту судна.

К концу 19 века водометы были опробованы на самых разных судах. В царствование королевы Виктории, Адмиралтейство приняло проект водомета с крыльчаткой, который в конце 1860-х гг. был заменен обычным винтом. Адмиралтейство зашло так далеко, что даже согласилось провести натурные испытания двух типов двигателей. Были построены две совершенно одинаковых канонерки, на одной из которых был установлен водомет, а на другой – обычный винтовой движитель. «Реактивная» канонерка длиной 4,2 метра с центробежным насосом, который выбрасывал воду через два отверстия в корме, при мощности мотора в 760 л.с., развила скорость 17 км/ч, что слегка уступало показателям традиционного винта, с которым мотор мощностью 696 л.с. развил скорость 18 км/ч.

Примерно в то же самое время в нескольких европейских странах была проявлена заинтересованность к водометному принципу движения морских судов. В 1878 году, всего лишь 12 лет после экспериментов в Англии, шведское правительство провело серию аналогичных экспериментов по внедрению водометного принципа движения на торпедных катерах. Винтовые суда показали скорость 18,5 км/час с моторами в 90 л.с., тогда как водометные развили скорость 15 км/час с моторами мощностью 78 л.с. Годом позже в Германии были организованы подобные испытания судна с водометом, названным «Hydro»-мотором. Так же, как и их предшественники, немцы быстро разочаровались в возможностях водометного принципа движения. Во всех сравнительных испытаниях водометов с центробежными насосами с винтовыми двигателями, первые показали себя хуже. В последующем, многие люди не оставляли попыток найти водомету подобающее применение в конкретных задачах. В 1888 году Британский Национальный институт спасательных судов разместил первый в мире заказ на постройку лодки с водометом. Этот паровой катер был оснащен водометом с центробежным насосом и должен был заменить винтовые судна при проведении спасательных операций на мелководье или в заиленных водоемах.

В 1900 году классическая книга Сиднея Барнаби по кораблестроению описала водометный принцип движения, приведя его достоинства и недостатки.

Вот четыре свойства центробежного водомета, которые не позволяют ему успешно конкурировать с винтами и гребными колесами:

  1. Затруднительность подачи воды сквозь днище судна к насосу, на эффективность которого будет влиять скорость движения судна относительно воды.
  2. Необходимость перевозки воды в качестве рабочего тела и груза - одновременно.
  3. Потери мощности из-за трения воды в трубопроводах.
  4. Потери мощности из-за нелинейности потока воды в каналах водомета.

Полстолетия спустя Крис Уильям Файлден («Билл») Гамильтон, инженерный гений, искал приложение своему упорству и настойчивости. Родившийся в 1899 году, Билл Гамильтон провел первые 21 год своей жизни на заброшенной овцеводческой ферме в Южном Кентербери в далекой Новой Зеландии...

Отдельные фрагменты этой статьи заимствованы из книги «The JET Boat» Леса Блоксема. Перевод Павла Дмитриева.

    Другие статьи раздела:
    17.08.2006 Многофункциональная надувная лодка Tinker >>
    17.08.2006 Надувные лодки Oceanid >>
    17.08.2006 Надувные лодки Aquapro >>
    17.08.2006 Надувные лодки Taiwan New Boat >>
    17.08.2006 Комплектующие для надувных лодок от Nautica >>
    17.08.2006 Надувные лодки «Thunder» и «Crest». >>
    17.08.2006 Итальянские надувные лодки «Alson» >>
    21.07.2006 Brunswick запускает новую серию Laguna >>
    8.06.2006 Надувные лодки Mako International >>
    8.06.2006 Надувные лодки Achilles – всегда только из Хипалона >>
    8.06.2006 Надувные лодки AB Inflatables >>
    8.06.2006 Надувные лодки Arancia >>
    25.05.2006 Надувные лодки FALCON >>
    4.05.2006 Надувные лодки AQUARIUS >>
    12.04.2006 Unified Marine открывает цеха в Теннеси >>
    29.03.2006 Сайт Sea-Doo стал лидером среди судостроительных Интернет страниц >>
    10.02.2006 Водометный катер с разгоном за 4 секунды >>
    16.06.2005 Катер – из гидроцикла? >>
    26.05.2003 Новая серия рыболовных лодок >>
    17.11.2003 Скорость без проблем с «ROCA SPEED RAIL» >>
    28.12.2005 Показатель экономии топлива становится важным! >>
    11.09.2003 Комбинированный RIB >>
    22.09.2003 Полет по воде с подвесным мотором! >>
    28.10.2003 Отражатель Windaway >>
    18.07.2003 Как в автомобиле! >>
    22.10.2003 Мобильный трюмный насос Waterbuster >>
    15.12.2005 Крепим нейлоновый топливный бак >>
    8.12.2005 Судно на воздушной подушке - основные принципы работы >>
    8.12.2005 Почему именно на воздушной подушке? >>
    19.01.2004 Новый винт с переменным шагом >>
    8.12.2003 Страж аккумулятора >>
    24.11.2003 Новый электронный переключатель передач >>
    22.10.2003 SEA-DOO SEASCOOTER - новая забава для любителей отдыха на воде. >>
    20.05.2003 С ReliefBand Вас не будет укачивать. >>
    31.10.2005 Растет спрос на надувные лодки и катера с кормовым приводом >>
    27.10.2005 Самая новая и самая большая ярмарка катеров и яхт >>
    5.10.2005 Факты – о рыбаках и лодках >>
    6.07.2005 Компактный катамаран со скоростью 30 миль в час >>
    6.07.2005 НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА >>
    29.06.2005 «BULLET BOATS» - специализированная рыболовная лодка >>
    22.06.2005 МОТОРНАЯ ГИДРОЛЫЖА POWERSKI >>
    17.06.2005 «EzyBoat» - БЕРЕМ, СКЛАДЫВАЕМ И БУКСИРУЕМ >>
    26.04.2005 Бинокль-комбо от Bushnell >>
    26.04.2005 Поворотный держатель спиннингов на очень крупную рыбу >>
    17.03.2005 Зачем нужен надувной док? >>
    17.01.2005 Якорь LandAnchor >>
    15.12.2004 LeisureCat 6000 Islander - катамаран из Австралии >>
    1.12.2004 Необычные «надувные лодки» от Doriak Designs. >>
    19.10.2004 Победоносная «Донзи» в национальном чемпионате! >>
    14.09.2004 Air Deck – и надувная палуба может быть жесткой >>
    13.08.2004 Жизнесберегающий свисток «SCOTTY"S LIFESAVER WHISTLE» >>
    18.05.2004 Новая система Roll & Go для докерования >>
    28.04.2004 Многоцелевые надувные жилеты SOSPENDERS® >>
    3.02.2004 Новая надувная лодка от «AB Inflatables» >>
    3.02.2004 На подводных крыльях - со скоростью 200 узлов? >>
    17.10.2003 Европа на пути к созданию гоночного класса «O» >>
    17.10.2003 Чемпионат Финляндии в классе S-850 >>
    29.09.2003 Европа на пути к созданию гоночного класса «O» >>
    29.09.2003 Лодочный гоночный класс S-850 >>
    22.09.2003 «Джет» - гонки. Краткая история. >>
    22.09.2003 Что такое «Гран-При Формулы-1» в водномоторном спорте? >>
    12.09.2003 Напряжение возрастает! От Дурбана до Сингапура – 1992 год. >>
    12.09.2003 «Формула - 1» на воде. История и современность. >>
    3.09.2003 Классика и совершенство >>
    3.09.2003 ...и тройной красотой буду окружен! >>
    19.08.2003 Вокруг Ирландских островов на надувной RIB лодке (Тест журнала RIB) >>
    31.07.2003 Ярославские лодки. Выбираем надувнушку к летнему сезону >>
    31.07.2003 Экологи выбирают «SUZUKI» и RIB >>
    28.05.2003 Транцевые плиты: «ЗА» и «ПРОТИВ»! >>
    25.03.2003 Складная лодка «Porta-Bote» уже попала в историю! >>
    14.03.2003 Карманный лодочный якорь >>
    12.02.2003 Мой тяжкий опыт постройки судна на воздушной подушке >>
    30.01.2003 Соревнования по водно-моторному спорту в классе «Формула будущего», цифры и факты >>
    30.01.2003 С катамараном Zap Cat знакомятся питерские спортсмены >>
    9.01.2003 Выбор системы управления судном >>
    17.12.2002 Чем полезен плавучий якорь? >>
    17.12.2002 Обзор кормовых приводов. ШТЕРН-ДРАЙВЫ. >>
    28.10.2002 Зачем гоночным катамаранам нужен туннель в днище? Часть 1. >>
    2.09.2002 Надувные катамараны «THUNDERCAT» >>
    26.08.2002 Первые впечатления от «Osprey Viper Max 6.5» >>
    26.08.2002 Кто летит над волнами? >>
    7.08.2002 Что пользы в воздушной подушке? >>
    29.07.2002 Особенности управления судном на воздушной подушке >>
    22.07.2002 Малое судостроение в США на мели? >>
    9.07.2002 Redbay – 11 метровый RiB с кабиной >>
    1.07.2002 Куплю лодку?!. ТЕСТ-ОТВЕТ (*) >>
    20.05.2002 Надувные RIB лодки на вашем экране. >>
    20.05.2002 Почему Хипалон? >>
    15.05.2002 Лодку «Dominator» можно заказать везде! >>
    29.04.2002 «Camel Tophy» теперь на RIB-ах! >>
    22.04.2002 Экстремальное видео про надувные RIB лодки >>
    16.04.2002 Побит рекорд Британии! >>
    16.04.2002 Новый рекорд экипажа «Spirit of Cardiff» >>
    11.03.2002 «СПЛАВ 350» - разборный вездеход на воздушной подушке. >>
    19.02.2002 Летучий голландец - Baja 232 >>
    9.01.2002 В следующем году ожидаются ограничения на использование ПХВ >>
    9.01.2002 «Power quest 320» - лучшее судно для лучшего из миров >>
    21.12.2001 «Sport RIB 8000» от Марка Паско >>
    19.12.2001 Спортивный катер «TRR Stealth» >>
    17.12.2001 Лидер приготовил новинки >>
    10.12.2001 ИЗ АФРИКИ - С ЛЮБОВЬЮ… >>
    10.12.2001 Яркое разнообразие «Arimar» >>
    16.05.2001 Надувные лодки MNEV&Co >>
    16.05.2001 Надувные лодки Уфимского завода эластомерных материалов и конструкций, УЗЭМиК >>
    16.05.2001 Надувные лодки Rasalas >>
    16.05.2001 Надувные лодки Phoenix >>
    16.05.2001 Надувные лодки Yam >>
    16.05.2001 Надувные лодки InflaCombi >>
    16.05.2001 Надувные лодки Aquaquick >>
    16.05.2001 Надувные лодки InflaCombi >>
    16.05.2001 Надувные лодки завода ЯрославРезинотехника >>
    16.05.2001 Надувные лодки Lider >>
    16.05.2001 Надувные лодки Adventure >>
    16.05.2001 Надувные лодки Korsar >>
    16.05.2001 Надувные лодки Zodiac >>
    16.05.2001 Надувные лодки Brig >>
    16.05.2001 Надувные лодки Quicksilver >>
    26.03.2001 Ремонт надувных моторных лодок >>
    1.03.2001 Suzumar-Suzuki: близнецы-братья >>
    1.03.2001 Постройка и изготовление лодок >>
    18.02.2001 Стеклопластиковые и пластиковые лодки >>
    18.02.2001 Надувные мотолодки >>

    ©2004-2007 Информационно-техническое обозрение FLOAT.RU
    форма для связи - техническая поддержка
    Создание сайта
    Продвижение сайта
    HUNFI TOP100 Rambler's Top100 Rambler's Top100
    Наш Питер. Рейтинг сайтов